(19) RU (11) 2 273 711 (13) C2
по данным на 1.05.2006 - действует |
|
(11) Номер публикации |
2273711 |
(14) Дата публикации |
2006.04.10 |
(19) Страна публикации |
RU |
(21) Регистрационный номер заявки |
2004104641/12 |
(22) Дата подачи заявки |
2004.02.12 |
(24) Дата начала отсчета срока действия патента |
2004.02.12 |
(43) Дата публикации заявки |
2005.01.20 |
(45) Опубликовано |
2006.04.10 Бюл. № 10 |
(51) Основной индекс МПК |
E05B37/08 (2006.01) |
(51) Основной индекс МПК |
E05B37/22 (2006.01) |
(54) Название |
МЕХАНИЧЕСКИЙ КОДОВЫЙ ЗАМОК "ТУЗИК" |
(56) Аналоги изобретения |
US 3999408 А, 28.12.1976. US 4302955 А,
01.12.1981. RU 2046922 С1,
27.10.1995. |
(72) Имя изобретателя |
Яковлев Александр Олегович (RU) |
(73) Имя патентообладателя |
Яковлев Александр Олегович (RU) |
(98) Адрес для переписки |
180019, г. Псков, ул. О. Кошевого, д. 21, кв.19, А. О. Яковлеву. тел. (моб.) 8
(960) 220-89-66 |
(54) Механический кодовый замок "Тузик".
Изобретение относится к области скобяных изделий и касается механического кодового замка преимущественно с отделяемым засовным стержнем, одновременно являющимся органом управления, с управлением в одной степени свободы при вращении, имеющий возможность осуществления сброса кода при повороте и последующего набора кода. Орган управления имеет возможность набора кода с любой точки позиционирования. Данный замок имеет повышенную секретность и устойчивость к вскрытию. 11 ил., 1 табл.
Формула изобретения:
1. Механический кодовый замок, преимущественно с отделяемым засовным стержнем, одновременно являющимся органом управления, с управлением в одной степени свободы при вращении, имеющий возможность осуществления сброса кода при повороте и последующего набора кода, отличающийся тем, что орган управления имеет возможность набора кода с любой точки позиционирования.
(12) Описание изобретения к патенту.
Изобретение относится к механическим кодовым устройствам защиты от несанкционированного доступа с несменным кодом, преимущественно, к навесным кодовым замкам.
Существуют кодовые замки, набор кода в которых осуществляется путём поворота нескольких кодовых колец относительно корпуса и установки их в нужное положение. Ориентация при этом производится по специально нанесённым знакам и рискам. В частности [1, 2]. Указанные замки выполнены в виде тел вращения и имеют гантелевидную форму. Засов выполнен в виде стержня с утолщённым наконечником. По внешней форме, не считая наличия открытых кодовых колец, эти замки наиболее близки к заявляемому замку. Однако, в указанных замках имеется фактически не одно запорное и кодовое устройство, как в заявляемом замке, а несколько – по числу кодовых колец. Каждое кодовое кольцо работает независимо от другого, и одновременно выполняет функции запорного устройства и кодовой системы. Кодовая система в данном случае состоит из нанесённых на поверхность кодовых колец кодовых знаков.
Недостатками упомянутых замков являются низкая секретность, низкая надёжность кода, отсутствие герметичности, неудобство управления, Ну и, конечно же, возможность порчи органов управления, например, стачиванием, закрашиванием, механическим деформированием.
Все эти недостатки являются фактически следствием главного – наличие органов управления кодовой системы (кодовых систем), причём множественных, на поверхности корпуса замка.
Существуют кодовые замки, в которых всё управление производится при помощи одной рукоятки с одной степенью свободы – при вращении рукоятки вокруг своей оси, с ориентацией по имеющимся рискам и знакам [5].
У этого замка орган управления высокофункционален. Одной рукояткой и в одной степени свободы производится и набор кода, и управление запором. Есть возможность доработки замка для управления без кодовых рисок и знаков, а, следовательно, без участия зрения. Один шаг до превращения замка в технический аналог заявляемому замку (но этого, насколько мне известно, сделано не было), хоть и работающему по совершенно иному принципу - регистрация набранных разрядов в этом замке осуществляется не на основе кодовых колец, как в заявляемом замке, а при помощи внутренних регистраторов-флажков.
К недостаткам данного замка можно отнести низкую секретность, обусловленную сложностью конструкции, использующей регистраторы.
Есть замки, использующие кодовые кольца, которые находятся внутри корпуса замка, а управление ими осуществляется при помощи выходящего наружу стержня, имеющего две степени свободы: возвратно-поступательное движение вдоль своей оси и вращательное движение вокруг своей оси [3, 4]. Главный недостаток тот же – наличие органа управления кодовой системой на корпусе замка.
Один из этих замков выбран в качестве прототипа - авт. св. №1252467 [3]. Существенное отличие этого замка от других, объединяющее его с заявляемым замком – наличие засовного стержня, наделённого функцией управления. Однако это управление ограничивается лишь управлением запорным механизмом. Кодовая система управляется отдельно. Обьединяет заявляемый замок с прототипом, так же, наличие запорного механизма, явно отделённого от кодовой системы.
Недостатками прототипа являются: большое количество органов управления, их уязвимость для агрессивного внешнего воздействия, низкая герметичность, и, даже полное её отсутствие при открытом замке. Следует отметить несовершенство запорного механизма, в частности, наличие упоров при повороте засовного стержня. (Замок может быть сломан простым поворотом засовного стержня за упор, что приводит к сминанию кодовых колец.)
Главной целью изобретения является повышение надёжности замка в отношении внешней агрессии разных видов, т. е. повышение его живучести.
Поставленную цель можно достичь, применив техническое решение, заключающееся в расположении кодовой системы полностью внутри корпуса замка, лишая её непосредственной связи с внешней окружающей средой. Функцией органа управления при этом можно наделить засовный стержень. Техническим результатом такого решения становится лишение замка специальных органов управления кодовой системой, что исключает возможность их порчи. Исключается возможность и порчи кодовых знаков и рисок, поскольку их теперь нет.
Достижение главной цели – повышение живучести – требует иного, нежели у прототипа, исполнения запорного механизма, который должен давать возможность вращения засовного стержня без упоров, дабы избежать возможности их слома в принципе, и обеспечивать герметичность корпуса даже при отделённом засовном стержне, что воспрепятствует попаданию в замок влаги и грязи, даже если его в них уронить.
К иным задачам, ставящимся для решения в конструкции замка, относятся: повышение функциональности органов управления, что достигается уменьшением степеней свободы в них до одной (против трёх у прототипа); уменьшение габаритов, в основном за счёт введения в замок существенно иной, нежели у прототипа, кодовой системы; увеличение секретности замка. Кроме этого, уделялось внимание повышению технологичности производства, чего можно достичь, ориентируясь при изготовлении деталей на операцию штамповки.
Из положительных эффектов, присущих заявляемому замку, стоит отметить возможность механизма управления запором передавать к нему от корпуса замка большое механическое усилие, причём с усилением поворачивающего запор механического момента, что даёт возможность преодолевать большое трение в запоре, если таковое по каким-либо причинам возникнет (например, коррозия, примерзание).
Ещё стоит отметить высокую секретность замка, которая достигается тем, что кодовая система, хоть и имеет лишь два кодовых кольцах, но поддерживает кодировку до двенадцати, и, в принципе, более, разрядов кода. При этом, имея дело с каким-то конкретным замком, нельзя предсказать, каково количество закодированных в нём разрядов, что делает желание открыть замок методом простого перебора вариантов совершенно бесперспективным. Более квалифицированный вариант перебора кодов по таблицам кодировок так же практически неосуществим, т. к. количество замков с неповторяющимся кодом может быть порядка 10 миллионов.
Заявляемый замок содержит цилиндрический засовный стержень с утолщённым наконечником, который, в отличии от прототипа, наделён возможностью полного управления замком, содержит, так же, корпус, запорный механизм и кодовую систему. При этом, в отличии от прототипа, кодовая система расположена полностью внутри корпуса замка без непосредственной связи с внешней окружающей средой.
Засовный стержень заявляемого замка имеет иную конфигурацию вставляемого в замок конца засовного стержня. На нём на поверхности сделана продольная проточка для связи с запорным механизмом, а так же начинающаяся в конце продольной проточки - радиальная месяцеобразная проточка под запор.
Запорный механизм заявляемого замка совершенно иной, нежели у прототипа. Он состоит из шайбы обвязки запора, расположенной соосно с отверстием в корпусе под засовный стержень, трёх толкателей, закреплённых на шайбе обвязки запора и расположенных в создаваемом ими секторе более 200°, запора, расположенного между тремя толкателями и находящегося со всеми тремя в контакте, и фиксатора запора. Причём запорный механизм со вставленным и зафиксированным в нём засовным стержнем имеет возможность осевого вращения относительно корпуса совместно с засовным стержнем, в обоих направлениях, и без упоров.
Запор в запорном механизме выполнен в виде кольца-эксцентрика, имеющего внутреннее отверстие, диаметром соответствующее диаметру засовного стержня, и выступающий внутрь него полукруглый зуб для сцепления с засовным стержнем через проточку последнего.
Кроме этого, внешний контур засовного кольца имеет криволинейную конфигурацию, рассчитываемую по приведённым в описании формулам. Благодаря этому, засовное кольцо находится всегда в контакте со всеми тремя толкателями при любом возможном для него угле поворота относительно них.
Кодовая система заявляемого замка так же иная, нежели у прототипа. Она включает в себя сканер и шайбу сброса кода, которые связанны с запорным механизмом, и пакет колец. Пакет колец в свою очередь состоит из двух кодовых кольца и противощелчкового кольца, имеющих возможность вращения в корпусе вокруг оси отверстия для засовного стержень, а так же кольца позиционирования, жёстко связанного с корпусом.
Кодовые кольца имеют на своей внутренней поверхности кодовые вырезы разной длины, причем сканер, одновременно охватывающий по ширине весь пакет колец, имеет возможность перемещения одного кодового кольца относительно другого лишь находясь в кодовых вырезах обоих кодовых колец, и при этом, находясь в вырезах кольца позиционирования.
В отличии от обычных кодовых систем, как, в частности, и у прототипа, где разные разряды кода замка кодируются каждый на своём отдельном кодовом кольце, в заявляемом замке все разряды кода кодируются лишь на двух кодовых кольцах, как системе. Причём для каждого разряда кода замка и защиты разрядов кода замка от неверного набора эти кодовые вырезы представляют собой системы вырезов, различные для каждого разряда кода.
Любой замок, каковой бы ни была его конструкция, состоит из засовного элемента (засовный стержень, засовная дужка, ригель), корпуса, запорного механизма и кодовой системы. (В замках с ключами элементом кодовой системы является ключ.) Главным существенным отличием заявляемого замка от всех остальных является полное управление кодовой системой (а так же и запорным механизмом) через засовный элемент.
Фиг. 1 Внешний вид замка. Показывает гантелевидный вариант исполнения замка, корпус которого выполнен в виде тела вращения. Замок изображён в закрытом и в открытом состояниях.
Фиг. 2 Замка с литым корпусом, закрывающим стержень. Показывает вариант исполнения замка, в котором засовный стержень защищён корпусом.
Фиг. 3 Использования замка в накладном исполнении. Показывает вариант исполнения замка. Корпус замка находится за створкой или косяком и не виден. Виден засовный стержень, всунутый в проушину и имеющий возможность вращения в плоскости двери.
Фиг. 4 Боковой разрез замка.
Фиг. 5 Фронтальный вид замка при снятой крышке корпуса.
Фиг. 6 Вид на кольца замка при боковом срезе корпуса. Показывает расположение обнажённых колец при срезе корпуса сбоку.
Фиг. 7 Запорный механизм замка. Показывает механизм запора отдельно и в двух положениях: "главный запор открыт" и "главный запор закрыт".
Фиг. 8 К расчёту запорного кольца. Иллюстрирует расчёт конфигурации внешнего контура запорного кольца.
Фиг. 9 Развёртка колец. Поясняет работу кодовой системы.
Фиг. 10 Таблица кодировки разрядов. Содержит информацию о способе кодировки разрядов кода на кодовых кольцах.
Фиг. 11 Положения кодовых колец при наборе кода. Показывает различные возможные положения кодовых колец при правильных и не правильных наборах кода.
Основное использование замка предполагается в навесном варианте и в двух модификациях: гантелевидной с открытым засовным стержнем, и с литым корпусом, закрывающим засовный стержень (см. фиг. 1, 2). Возможен вариант использования замка в накладном исполнении (см. фиг. 3). При этом корпус замка располагается за створкой или косяком двери. Засовный стержень всовывается в проушину двери сквозь косяк и имеет возможность вращения в плоскости двери.
Возможно так же использование замка в качестве защиты на включение или изменение параметров настройки в каких-либо устройствах, например, в качестве кодовой рукоятки газового вентиля. В подобных случаях замок может быть выполнен в виде несъемной ручки.
Замок состоит из запорного механизма и кодовой системы, расположенных в корпусе 1 (см. фиг. 1), и засовного стержня 4. Корпус выполнен в виде толстостенного цилиндра с дном, в центре которого проделано круглое отверстие, диаметром соответствующее диаметру засовного стержня 4. Сверху цилиндр закрыт глухой впрессованной крышкой 2 (см. фиг. 4), которая в своём центре так же имеет глухое отверстие, соответствующее диаметру засовного стержня. Изнутри вокруг отверстия крышка 2 имеет выступающий кольцевой буртик 3.
Засовный стержень 4 (см. фиг. 1) с головкой 5 имеет на своём свободном конце, в части, которой он входит в корпус 1 замка, продольную полукруглую канавку 6, а так же радиальную месяцеобразную проточку 7, начинающуюся на оси продольной канавки 6, идущую против часовой стрелки, если смотреть со стороны свободного конца засовного стержня 4, и заканчивающуюся на диаметрально противоположной стороне засовного стержня 4. В центральной своей части она имеет глубину D (см. расчёт запорного кольца).
Запорный механизм состоит из запорного кольца 8 (см. фиг. 4), шайбы обвязки 9 с толкателями 10, 11, 12 (см. фиг. 5) и фиксатора запора 13 с пружиной фиксатора 14.
Запорное кольцо 8 имеет смещённое относительно центра кольца (параметры смещения см. в расчёте запорного кольца) круглое отверстие, диаметром, соответствующим диаметру засовного стержня, и выступающий внутрь полукруглый зуб 15. Наружная часть запорного кольца 8 имеет криволинейный контур, расчёт которого описан ниже. Запорное кольцо 8 на своей наружной поверхности в секторе не более 900 от полукруглого зуба 15 по часовой стрелке при взгляде со стороны крышки корпуса 2 имеет выемку 16, соответствующую по форме фиксатору запора 13 (о нём см. ниже), а так же начинающуюся от неё проточку 17, соответствующую по ширине фиксатору запора 13, идущую в направлении зуба 15 и симметричную относительно этого зуба, являющуюся для фиксатора запора 13 опорной поверхностью.
Запорное кольцо 8 может быть сборным и состоять из двух штампованных колец с различным внешним профилем, и соединённых впоследствии в единое целое.
Запорное кольцо 8 имеет плоские полированные торцевые поверхности. Оно обжато, с одного торца дном корпуса 1 (см. фиг. 4), а с другой – буртиком 3 крышки корпуса 2, находясь с обоими в полном круговом контакте при любом угле поворота.
Запорное кольцо 8 помещено между тремя толкателями 10, 11, 12 (см. фиг. 5) и находится со всеми тремя в контакте. Толкатели 10, 11, 12 представляют собой лепестки фигурной шайбы обвязки 9 (см. фиг. 4), загнутые под прямым углом к её плоскости и направленные к дну корпуса 1 замка. Расположены толкатели изнутри окружности ÆDm (см. расчёт запорного кольца и фиг. 8) через угол a1 (величина угла дана в описании расчёта запорного кольца) в обе стороны относительно толкателя 11. В дне корпуса 1 имеется кольцевая выборка 18 (см. фиг. 4) ÆDm, в которую толкатели своими концами радиально упираются. В шайбе обвязки 9 имеется круглое отверстие, которым она посажена на кольцевой буртик 3 крышки корпуса 2 с возможностью вращения.
В закрытом состоянии запорное кольцо 8 зафиксировано фиксатором запора 13, имеющим ширину не более половины ширины запорного кольца 8, и высоту, соответствующую высоте сканера 25 (см. ниже в описании кодового механизма и на фиг. 4, 5). Фиксатор запора 13 жёстко закреплён на конце прямоугольной ленточной пружины фиксатора 14 (см. фиг. 5), противоположный конец которой жёстко закреплён на толкателе 10.
Расчёт внешнего контура запорного кольца 8. Все три толкателя 10, 11, 12 (см. фиг. 7) находятся в постоянном контакте с запорным кольцом 8 при любом его угле поворота. При этом ось его полукруглого зуба 15 сцепления с засовным стержнем 4 (см. фиг. 1) неподвижна относительно засовного стержня 4. Точка Q (см. фиг. 8), в которой эта ось пересекает перпендикулярную ей плоскость запорного кольца 8, принимается за начало координат с осью Y, направленной вверх, и осью Х, направленной влево. Запорное кольцо 8 в этой системе координат принимается неподвижным, а шайба обвязки 9 (на фиг. 8 она не показана) с толкателями 10, 11, 12 – подвижной, причём в двух степенях свободы. Во-первых, она имеет возможность вращения вокруг своего центра Qо, а во-вторых, сам центр Qо имеет возможность перемещения по дуге окружности радиусом r2 из центра Q. Это перемещение ограничено по оси Х величиной D. Величина D - это расстояние между центром Qо шайбы обвязки и центром Qз внутреннего отверстия запорного кольца 8 при закрытом состоянии замка. При открытом замке центры Qо и Qз совпадают. r2 – радиус внутреннего отверстия запорного кольца 8.
Ось Y является осью симметрии внешнего контура запорного кольца 8. Внутреннее же отверстие запорного кольца 8 смещено. Его центр Qз смещён на величину D/2 в направлении оси X и по дуге окружности радиусом r2 из центра Q.
Максимальный внешний диаметр Dm, за который не должно выходить запорное кольцо 8, радиус окружности r1, на которой находятся контактные точки толкателей 10, 11, 12 и D связаны между собой соотношением:
Цель – расчёт контура, являющегося множеством точек конца вектора r(t).
Верхняя точка этого контура Т0 определяется начальным углом a0 (см. положение толкателя 10). Внешний контур запорного кольца 8 в секторе угла a0 представляет собой дугу окружности радиусом r1 из центра Qо.
Угол am задаёт конечную точку Тm рассчитываемой траектории.
Вектор r высчитывается как функция от параметра t. Параметр t принимает значения от 0, что соответствует начальной точке траектории Т0, до 1, что соответствует конечной точке траектории Тm. Высчитывается вектор r(t) из треугольника со сторонами r1, r2, r(t). В начальной точке траектории T0 это треугольник QT0Qо, а в конечной точке траектории Tm – треугольник QTmQз.
Длина вектора r(t) рассчитывается по теореме косинусов:
,
где
- текущий угол поворота шайбы обвязки с толкателями 10, 11, 12 вокруг запорного кольца 8.
Угол наклона вектора r(t) относительно оси Х:
, где , , где:
(исходя из: ),
После подстановок, окончательно получаем параметрическую систему уравнений, описывающую вектор r(t) в полярных координатах:
где: ;
r1 - радиус окружности, на которой находятся контактные точки толкателей 10, 11, 12
r2 - радиус внутреннего отверстия запорного кольца 8.
D - расстояние между центром шайбы обвязки Qо и центром отверстия запорного кольца Qз при закрытом состоянии замка.
a0 - начальный угол, определяющий начальную точку Т0 рассчитываемого контура.
am - конечный угол, определяющий конечную точку Тm рассчитываемого контура.
Искомые координаты точек в декартовой системе координат:
;
Нижний контур рассчитывается аналогично. Вектор r(t) теперь направлен к нижнему по рисунку толкателю 11, отстоящему от верхнего толкателя 10 на угол
Вместо углов a0 и am ставятся углы:
;
На стыке между верхним и нижним контурами имеется перепад уровней. Этот перепад образует ступеньку, являющуюся концевым упором для толкателя 11
Кодовый механизм состоит из двух кодовых колец 19 и 20 (см. фиг. 4, 6), кольца позиционирования 21, противощелчкового кольца 22, сбросового кольца 23, сканера 25 (см. фиг. 4, 5) с пружиной сканера 26 и зацепов пружины сканера 27 (см. фиг. 5) и поджимных пружин 28 и 29 (см. фиг. 6).
Кодовые кольца 19 и 20 на поверхностях своих круглых внутренних отверстий имеют кодовые вырезы (см. ниже в конструкции колец), и имеют скользящую посадку в корпусе 1. На своих внешних поверхностях кодовые кольца 19 и 20 имеют вырезы 30. Их глубина соответствует толщине и формовке поджимной пружины 28 (см. ниже). Длина выреза 30 на кодовом кольце 19 превышает (как пример) длину поджимной пружины 28 на 6 подсекторов (о подсекторах см. ниже в конструкции колец), а на кодовом кольце 20 – соответствует ей.
Поджимная пружина 28, размещённая в вырезах 30 кодовых колец 19 и 20, по ширине соответствует суммарной толщине кодовых колец 19 и 20. По длине своей средней линии поджимная пружина 28 имеет две прорези от краёв к центру. В результате этого на ней образованы четыре лепестка, соединённые посредине перемычкой, и пружина имеет Н-образную форму. Лепестки загнуты в сторону корпуса 1 и радиально подпружинивают кодовые кольца 19 и 20 каждое в отдельности. К кодовому кольцу 20 поджимная пружина 28 крепится жёстко в своей центральной части.
Кольцо позиционирования 21 плотно посажено в корпус 1. На внутренней поверхности своего отверстия оно имеет вырезы (об их форме см. ниже в конструкции колец) по числу точек позиционирования.
Притивощелчковое кольцо 22 имеет внутреннее отверстие меньшего диаметра, чем кольцо позиционирования 21 и вырезы на внутренней поверхности (см. в конструкции колец), по числу вырезов кольца позиционирования. Противощелчковое кольцо 22 имеет скользящую посадку в корпусе 1 и радиально подпружинено поджимной пружиной 29. Прорезь 31 под эту пружину на внешней поверхности противощелчкового кольца 22 длиннее поджимной пружины 29 на один подсектор (о подсекторах см. ниже в конструкции колец). Поджимная пружина 29 жёстко зафиксирована в прорези кольца позиционирования 21 на его внешней поверхности.
Сбросовое кольцо 23 (см. фиг. 5) на поверхности своего внутреннего отверстия имеет вырез под толкатель 11, благодаря чему жёстко фиксируется относительно него. Сбросовое кольцо 23 может иметь вырезы и под другие толкатели. Относительно корпуса оно имеет скользящую посадку, изготовлено из тонкого пружинящего листового металла и на торцевой поверхности имеет просечку, образующую пружинящий лепесток 24 (см. фиг. 6), имеющий возможность вхождения в вырез для зацепления 32 на торцевой поверхности кодового кольца 20.
Сканер 25 (см. фиг. 4) располагается параллельно осям колец кодового механизма. Его длина такова, что он перекрывает кодовые кольца 19 и 20, противощелчковое кольцо 22 и кольцо позиционирования 21. (О параметрах его сечения см. ниже в конструкции колец.) Сканер жёстко закреплён в центре ленточной пружины сканера 26 (см. фиг. 5), утолщённой в центре, как рессора, имеющей на внутренней поверхности на своих концах зацепы 27. В открытом состоянии замка пружина сканера 26 максимально ослаблена и расположена по диаметру Dm (см. расчёт запорного кольца и фиг. 8). При этом она охватывает сектор, в который попадают толкатели 10 и 12, и находится в контакте с ними своими зацепами 27 (см. фиг. 5).
На внутренней поверхности отверстия дна корпуса 1 может быть предусмотрена канавка для размещения в ней уплотнительного кольца 33 (см. фиг. 4).
Как вариант исполнения, сбросовое кольцо 23 (см. фиг. 6) может иметь два пружинящих лепестка 24, направленных в одном направлении, но отогнутых в разные стороны. При этом сбросовое кольцо 23 располагается между кодовыми кольцами 19 и 20, имеющими каждое по вырезу для зацепления 32 на торцах, направленных к сбросовому кольцу 23. Поджимная пружина 28 при этом отсутствует, и кодовые кольца 19 и 20 имеют по своей поджимной пружине каждое. Кодировка первого разряда кодовых колец 19 и 20 в этом случае может отличаться от описанной ниже.
Как вариант исполнения, замок может не иметь сбросового кольца 23, а иметь сбросовую пружину, один конец которой крепится к толкателю 10, 11 или 12, а второй имеет П-образную хвостовую часть, которой она охватывает одновременно оба кодовых кольца 19 и 20 по их внутренним боковым срезанным граням с оставленными выступами для зацепления, и подпружинивается к кодовым кольцам 19 и 20 радиально.
Как вариант исполнения, замок может не иметь специального сбросового устройства вообще. Кодовые кольца 19 и 20 при этом должны иметь по одному радиально выступающему внутрь длинному зубу, выходящему за уровень (внутренний диаметр) противощелчкового кольца 22. Однако, количество возможных кодовых комбинаций в этом случае значительно снижается.
Как вариант исполнения, кодовые кольца 19 и 20 и противощелчковое кольцо 22 могут не иметь поджимных пружин, если они сами выполнены пружинящими и деформированы перед сборкой в эллипсоидальные.
Как вариант исполнения, пружина сканера 26 может иметь не переменную толщину, а переменную ширину с сужением на концах.
Конструкция колец. Все кольца, кроме сбросового 23, разделены на равные сектора в соответствии с количеством точек позиционирования (например, 15 или 18, исходя из соображений удобства пользования и технологичности изготовления), каждый из которых, в свою очередь, делится ещё на четыре равных подсектора. Теоретически их число может быть и другим. Но три – не достаточно для обеспечения высокой секретности, а пять – избыточно. Для удобства рассмотрения, кольца лучше представить в линейной развёртки, см. фиг. 9. (Вид на кольца со стороны корпуса 1 (см. фиг. 1), имеющей отверстие под засовный стержень 4.)
Кодовые кольца 19 и 20 имеют кодовые вырезы 34, длина которых соответствует одному или нескольким подсекторам. Кроме этого, каждое кодовое кольцо имеет по одному глубокому вырезу 35, занимающему один подсектор. Его глубина больше, чем глубина кодовых вырезов 34.
Кольцо позиционирования 21 имеет трапециидальные (трапеция равнобедренная) вырезы 36. Эти вырезы таковы, что на уровне (диаметре), соответствующем исходному уровню 37 (внутреннему диаметру) кодовых колец 19 и 20, его тангенциальный размер соответствует двум подсекторам. Дно вырезов находится на уровне 38 глубоких вырезов 35 кодовых колец 19 и 20. Между трапециидальными вырезами получаются, соответственно, трапециидальные выступы. Их тупые верхние углы имеют скруглённые фаски, а высота составляет четыре – пять глубин кодовых вырезов 34.
Противощелчковое кольцо 22 так же имеет трапециидальные (равнобедренная трапеция с теми же углами) вырезы 39, но протяжённость их дна составляет три подсектора, и уровень дна находится на исходном уровне 37 кодовых колец 19 и 20. Посередине дна трапециидального выреза 39 имеется вырез шириной в один подсектор до уровня 38 глубоких вырезов 35 кодовых колец 19 и 20. Трапециидальные выступы, образованные между трапециидальными вырезами 39, в основании занимают один подсектор. Они так же, как и у кольца позиционирования 21, имеют скруглённые фаски, но их верхний уровень 40 выше верхнего уровня 41 трапециидальных выступов кольца позиционирования 21.
Сканер 25 в разрезах в плоскости кольца позиционирования 21 и противощелчкового кольца 22 имеет трапециидальную форму со скруглёнными фасками тупых углов, и его высота соответствует разности уровня 38 глубоких вырезов кодовых колец 19 и 20 и верхнего уровня 40 противощелчкового кольца 22. Углы наклона сторон сканера 25 соответствуют углам наклона трапециидальных вырезов 36 и 37. В сечении в плоскости кодовых колец 19 и 20 сканер имеет прямоугольную форму. Ширина его, как и ширина по малому основанию трапеции в других разрезах без учёта фасок - меньше ширины одного подсектора.
Кодовые вырезы 34 на кодовых кольцах 19 и 20 для первого разряда кода замка расположены относительно сектора, находящегося правее сканера и отстоящего от исходного сектора, в котором находится сканер, на количество секторов, соответствующее значению первого разряда кода. Например, если значение первого разряда кода равно пяти, то сектор, относительно которого располагаются кодовые вырезы, отстоит от сканера на пять секторов. (см. цифру "1", обозначающую номер разряда, вверху фиг. 9. Рядом с ней в скобках указано значение разряда кода "5".) Кодовые вырезы 34 для второго разряда кода сделаны в секторе, находящемся левее сектора первого разряда (см. цифру "2" вверху фиг. 9), и т. д. При этом надо учитывать, что понятия "правее" и "левее" употреблены для развёртки неразрезанных колец, то есть, указываемые положения могут находиться на кодовых кольцах 19 и 20, в принципе, где угодно.
Кодовые вырезы 34 относительно секторов, соответствующих разрядам кода (кодировка разряда), выполнены в соответствии с таблицей кодировки разрядов (см. фиг. 10) в графе "Кодировка разряда". Размещение относительно одного и того же сектора кодировок более одного разряда невозможно.
Относительно секторов, которые не заняты под кодировку разрядов кода (см. фиг. 9), сделаны кодовые вырезы 34 для защиты разрядов кода от неправильного набора (см. фиг. 10, в графе "Кодировка защиты разряда").
В шестом разряде закодированы глубокие прорези, и защита разряда отсутствует.
Таблица кодировки разрядов кодовых колец является универсальной. В каких бы местах и в какой бы последовательности не располагались разряды на кодовых кольцах, кодовые вырезы должны делаться в соответствии с этой таблицей. Получена эта таблица методом процессорного моделирования.
Для первого разряда желательна постановка двойной защиты, то есть, для защиты от неправильного набора сделаны кодовые вырезы защиты разряда относительно двух разных секторов.
Не все кодовые комбинации могут иметь место в данной кодовой системе. Об одном ограничении уже говорилось: в одном и том же секторе не могут быть размещены разные разряды кода. Следовательно, например, не могут употребляться кодовые комбинации, содержащие две одинаковые цифры подряд, например "22".
Недопустимы так же последовательности, приводящие к сбросу кода, например код, начинающийся как "46", поскольку в этом случае второй разряд находится за точкой сброса кода. Тем не менее, кодировка разрядов в секторах, соответствующих коду "46" допустима, только означать она будет, например, код "41В1" (В=11) в случае, если деление колец кодового механизма произведено на пятнадцать секторов. То есть, в коде наличествуют четыре разряда, хотя закодированы только два. Имеет место удлинённый код.
Такие случаи не исключение, а правило. Практически половина допустимых кодов – удлинённые. Количество набираемых разрядов, необходимых для открывания замка при закодированных шести разрядах, может достигать двенадцати.
При наличии шести закодированных разрядов кода, промежуток между глубокими вырезами 35 на кодовых кольцах 19 и 20 в исходном их состоянии, т. е. после сброса, равен четырём подсекторам. Но ничто не запрещает сделать его, например, в десять подсекторов. Таким образом, можно получать кодовые комбинации очень высокой сложности. В данном описании этот вопрос не рассматривается.
Количество кодовых комбинаций можно так же увеличить, применив, например, зеркальную сборку механизма замка, или поменяв направление сброса.
Функционально замок работает следующим образом. Для закрывания замка засовный стержень 4 (см. фиг. 1) вставляют в отверстие корпуса 1 до упора в крышку корпуса 2 (см. фиг. 4), что возможно сделать, лишь совместив продольную канавку 6 (см. фиг. 1) на засовном стержне 4 с полукруглым зубом 15. Далее корпус 1 поворачивают относительно засовного стержня 4 (или засовный стержень 4 относительно корпуса 1) по часовой стрелке. При этом в секторе поворота a1 (см. фиг. 7) запорное кольцо 8 закрывает замок. Позиционирование при этом отключено. На этом участке можно вернуться назад и открыть замок снова. При дальнейшем повороте, после закрывания замка запорным кольцом 8, замок перейдёт в режим позиционирования. Появятся щелчки и перемещение по точкам позиционирования. Далее продолжают поворот в том же направлении на произвольный угол более 3600. При этом произойдёт сброс набранного при открывании замка кода. Замок закрыт.
Для открывания замка, сначала сбрасывают неверно набранный код, если его набор имел место. Для этого производят поворот по часовой стрелке на произвольный угол более 3600. Затем начинают набор первого разряда, сменив направление вращения. Количество пройденных точек позиционирования подсчитывается в уме до набора нужного значения. Затем производят смену направления вращения и набор второго разряда. И т. д. Если набор всех разрядов произведён правильно, далее, при повороте против часовой стрелки, позиционирование отключается, замок переходит в режим управления запорным кольцом 8, которое при дальнейшем вращении выходит из проточки в засовном стержне. Продолжение вращения в точке открывания замка станет невозможным, так как появится упор.
В зависимости от сборки механизма замка, последовательность действий может быть и другой, например, зеркально противоположной, или с иным направлением сброса.
Работа запорной системы проиллюстрирована двумя рисунками (см. фиг. 7). На первом – замок в открытом состоянии. Центр отверстия запорного кольца 8 совпадает с центром отверстия в корпусе 1(см. фиг. 1). При закрывании механическое усилие передаётся с одной стороны от засовного стержня 4 на полукруглый зуб 15 запорного кольца 8 (см. фиг. 7), вокруг оси которого оно и поворачивается, а с другой стороны – от корпуса замка к шайбе обвязки 9. Толкатели 10, 11, 12 поворачиваются, заставляя закрываться запорное кольцо 8, пока толкатель 11, скользящий по нижнему контуру запорного кольца 8 не дойдёт в этом кольце до упора, образованного выступом нижнего контура. Фиксатор запора 13 при этом скользит по проточке 17 запорного кольца 8. Пружина фиксатора 14 стремится отдалить фиксатор запора 13 от запорного кольца 8, но ей препятствуют силы со стороны кодового механизма. Когда при движении толкателя 11 относительно запорного кольца 8 достигается крайнее положение, соответствующее упору, фиксатор запора 13 оказывается над отверстием под фиксатор 16 в запорном кольце 8 и, поскольку ему уже проточка 17 не мешает, утапливается в него, фиксируя положение запорного кольца 8 в закрытом состоянии и соединяя запорное кольцо 8 и шайбу обвязки 9 в связанное механическое целое.
Теперь вращающий момент от засовного стержня передаётся на шайбу обвязки 9, в одном направлении – через упор на запорном кольце 8, а в другом – через фиксатор запора 13 и пружину фиксатора 14.
От толкателей 10 и 12 шайбы обвязки 9 после закрывания замка усилие передаётся на пружину сканера 26 (см. фиг. 5) через зацепы на концах пружины 27, за которые толкатели 10 и 12 её тянут – каждый в свою сторону в зависимости от направления движения. При этом противоположные концы пружины сканера 26 остаются свободными, и при деформации пружины сканера 26 могут скользить по толкателям 12 или 10 соответственно.
Пружина сканера 26 тянет за собой жёстко закреплённый на ней сканер 25, который, перескакивая из выреза 36 (см. фиг. 9) в следующий вырез 36 на кольце позиционирования 21, что это позиционирование и обеспечивает.
В вырезах 36 кольца позиционирования 21 сканер 25 имеет свободу перемещения в размере двух подсекторов. Здесь происходит набор кода. Если код набран правильно, сканер 25 проваливается в совмещённые друг с другом глубокие вырезы 35 кодовых колец 19 и 20, тем самым, позволяя фиксатору запора 13 (см. фиг. 5) выйти из зацепления с запорным кольцом 8. Если далее осуществляют движение в нужном направлении, то фиксатор запора 13 двигается по проточке 17 в запорном кольце 8, которое подпирает его снизу. Из-за этого фиксатор запора 13 не позволяет сканеру 25 выйти из выреза кольца позиционирования 21. Теперь связанными механически становятся корпус 1 с кольцом позиционирования 21 и сканер 24 с пружиной сканера 25. Усилие от этого блока через зацепы пружины сканера 27 передаётся на освободившуюся шайбу обвязки 9 (см. фиг. 7), которая, поворачиваясь, перемещает запорное кольцо 8. Запорное кольцо 8 выходит из месяцеобразной проточки 7 (см. фиг. 1) на засовном стержне 4, высвобождая его.
Работа кодовой системы. Прежде чем приступить к набору кода, кодовые кольца 19 и 20 надо привести в исходное состояние друг относительно друга и относительно любой произвольной точки позиционирования. Это осуществляется при помощи сбросового кольца 23 (см. фиг. 6). Вращая корпус 1 по часовой стрелке, кодовые кольца 19 и 20 поворачивают вместе с ним до тех пор, пока пружинящий лепесток 24 не зайдёт в зацепление с вырезом 32 на торце кодового кольца 20, после чего это кольцо останавливается. Кодовое кольцо 19 при этом продолжает движение. Оно будет двигаться в пределах своего выреза 30 на внешней поверхности, пока не упрётся в поджимную пружину 28 и не остановится. Теперь кодовые кольца 19 и 20 находятся в исходном состоянии. При дальнейшем вращении корпуса 1 они остаются неподвижными. Поскольку сбросовое кольцо 23, удерживающее в приторможенном состоянии кодовые кольца 19 и 20, фиксировано относительно толкателей 10, 11, 12 (см. фиг. 5), а те в свою очередь связаны со сканером 25 через пружину сканера 26, то кодовые кольца 19 и 20 оказываются сориентированными по отношению к сканеру 25.
Работу кодовой системы поясняет фиг. 9. На кодовых кольцах 19 и 20, в качестве примера, закодирован код 5392. Сканер 25 находится в исходном состоянии относительно кодовых колец 19 и 20 и изображён на рисунке слева. В результате вращения корпуса 1 (см. фиг. 1) по часовой стрелке относительно засовного стержня 4, из исходного состояния сканер 25 (см. фиг. 9) движется по рисунку вправо, перескакивая по вырезам кольца позиционирования 36 до точки позиционирования, над которой стоит цифра "1". До неё пять шагов позиционирования. (Цифра "5" указана рядом с цифрой "1" в скобках.) Это значение первого разряда кода.
Движение сканера 25 таково, что с позиции в позицию он перескакивает рывком. Это происходит потому, что, заставляя огибать трапециидальный выступ кольца позиционирования 21, пружина сканера 26 (см. фиг. 5) деформируется, и при окончании огибания выступа, где свободному движению сканера 25 уже ничего не мешает, распрямляется, перемещая сканер 25 по кратчайшей траектории. При этом сканер 25 занимает сразу возможно дальнее положение по ходу движения, даже не спускаясь к дну вырезов кольца позиционирования 36 (см. фиг. 9). При смене направления движения сканер 25 спускается к дну выреза кольца позиционирования 36 и проходит там.
В позиции под цифрой "1" в вырезе кольца позиционирования 36 кодовые кольца 19 и 20 имеют кодовые вырезы 34. Кольцо 19 имеет вырез, занимающий один подсектор правее центра позиции под цифрой "1", а кольцо 20 – три подсектора (для первого разряда в соответствии с таблицей кодировки (см. фиг. 10)), сливающихся слева с вырезами защиты и охватывающих всю позицию под цифрой "1". При смене направления движения сканера 25, он попадает в кодовые вырезы 34 обоих кодовых колец 19 и 20 и движется влево. При этом он перемещает кольцо 19 на один подсектор. Кольцо 20 при этом остаётся неподвижным. При дальнейшем движении влево сканер 25 поднимается по боковой поверхности выреза кольца позиционирования 36 и выходит из зацепления с кодовым кольцом 19. Таким образом, производится правильный набор первого разряда.
Если бы сканер при своём начальном движении вправо не дошёл до позиции под цифрой "1", а остановился в позиции перед ней, то он бы попал в кодовые вырезы 34 кодовых колец 19 и 20, служащие защитой первого разряда от попыток набора его методом сплошного (и, в частности, выборочного) перебора позиций. (Как, например: "один щелчок вперёд, один назад, два щелчка вперёд, два назад" и т. д. То есть, производится набор в нескольких позициях из одной стартовой точки. Групповая выборка.) В этой защитной позиции при смене направления движения сканера 25 происходит перемещение сразу обоих кодовых колец 19 и 20. Полностью эта защита дальнейшие действия по набору кода не блокирует, но препятствует дальнейшему движению кодовых колец 19 и 20 в нужном для открывания замка направлении любым следующим шагом непосредственно.
Свою функцию защита выполняет и в том случае, если разряд только что был правильно набран.
В остальных позициях, кроме двух рассмотренных, сканер 25 не производит над кодовыми кольцами 19 и 20 никаких действий.
Из выше сказанного следует, что пока правильно не набран первый разряд, второй разряд набрать не удастся. Если набор первого разряда был правильным, второй разряд набирается аналогично первому, но в другом направлении. Двигаться сканером 25 в вырезе 36 кольца позиционирования 21 теперь будет кодовое кольцо 20. Кодовое кольцо 19 останется неподвижным.
Если для первого разряда на кодовых кольцах 19 и 20 сделаны вырезы защиты относительно двух позиций (двойная защита), то групповая выборка из половины позиций увеличит вероятность правильного набора разряда с 1/15 (при делении колец кодового механизма на 15 секторов и при единичном наборе) до 1/8. Но в этом нет ничего страшного, поскольку трудоёмкость набора возрастает в семь раз. Вероятность же правильного набора возрастает лишь в два раза. Следовательно, такой алгоритм при переборе вариантов, при попытке вскрытия замка посторонними, совершенно не эффективен.
Для второго и более старших разрядов двойная защита не требуется, поскольку функцию защиты, кроме защиты, специально закодированной для данного разряда, выполняют так же предыдущие разряды.
Противощелчковое кольцо 22 нужно для того, чтобы не были слышны щелчки при движении сканера 25 по кодовым кольцам 19 и 20. Например, если подойти к позиции под цифрой "1" не слева, а справа, то, медленно двигая сканер 25 по кодовым кольцам 19 и 20 в вырезе кольца позиционирования 36 слева направо, будет слышен небольшой щелчок, так как сканер во втором по ходу движения подсекторе соскочит в кодовые вырезы 34 кодовых колец 19 и 20. Противощелчковое кольцо 22 препятствует этому, так как перекрывает кодовые вырезы 34 и не даёт сканеру 25 в них соскочить.
Противощелчковое кольцо 22 может перемещаться относительно кольца позиционирования 21 лишь в пределах одного подсектора (это задано конструктивно). Это перемещение происходит при смене направления движения сканера либо в прорезях кольца позиционирования, либо при переходе сканера из позиции в позицию (он перемещает противощелчковое кольцо 22, цепляясь за его трапециидальные выступы). Таким образом, положение противощелчкового кольца 22 зависит от направления движения сканера 25. А это означает, что в кодовом механизме учитывается, с какой стороны сканер 25 подходит к точке позиционирования. Так, к позиции под цифрой "1" можно подойти слева и совершить работу по перемещению кодового кольца 19 (никаких щелчков при этом не будет), и бесполезно с этой целью подходить справа.
Положения кодовых колец 19 и 20, которые возможны при правильном или неправильном наборе кода, показаны на фиг. 11. На ней цифры от 1 до 6, обозначающие номера разрядов, и цифры с индексами от 1з до 5з, обозначающие номера защиты этих разрядов, расположены в прорезях кольца позиционирования, относительно которых сделана кодировка (далее по тексту: "в позициях") в соответствии с таблицей кодировки разрядов (см. фиг. 10). При кодировке иногда допустимо слияние кодовых прорезей. Так, например, кодовые прорези разряда 2 (см. фиг. 11) и защиты разряда 2з на кодовом кольце 19 слились.
Положение 0. Исходное состояние. (Соответствует состоянию сброса.) На рисунке видно, что какие-либо действия с кодовыми кольцами 19 и 20 можно произвести лишь в позициях 1 и 1з. В остальных позициях прорези на кодовых кольцах 19 и 20 и на кольце позиционирования 21 либо не совпадают (например, см. цифру "2"), либо отсутствуют (см. "4"), либо занимают всю доступную для сканера зону позиции (см. "2з"). Т. е., имеется только возможность набора первого разряда, либо защиты первого разряда.
Положение 1. Набран первый разряд. В это положение систему переводят из положения 0 с соответствующим перемещением сканером 25 кодового кольца 19 влево в позиции "1" на один подсектор. Из этого положения возможно перемещение при помощи сканера 25 кодовых колец 19 и 20 (в дальнейшем по тексту: "набор") в четырёх позициях: "1, 1з, 2, 2з". Правильным будет набор в позиции "2", в остальных же трёх позициях перемещение кодовых колец 19 и 20 можно расценивать, как защиту от неправильного набора. При наборе в позициях "1" и "2з" кольца выходят в исходное состояние (Положение 0), а при наборе в позицияе "1з" система перейдёт в положение 1.1 (см. следующий пункт).
Положение 1.1. Набрана защита первого разряда. Если в исходном состоянии колец был произведён набор не в позиции "1", а в позиции "1з", то переместятся влево сразу оба кодовых кольца 19 и 20. В принципе, для защиты достаточно было бы переместить лишь кодовое кольцо 20, но кольца в исходном состоянии связаны поджимной пружиной 28 (см. фиг. 6), и из-за этого всё равно будут перемещаться вместе. При ином устройстве сброса, когда кодовые кольца 19 и 20 поджимной пружиной 28 не связаны, кодировка защиты первого разряда может быть иной.
После набора защиты первого разряда (позиция "1з"), дальнейший набор становится возможным в позициях "1" и "2з" (см. фиг. 11, положение 3). После набора в этих позициях все кольца выходят в исходное состояние.
Таким образом, если неверно набирают первый разряд, система либо никак не реагирует на это, оставаясь в исходном состоянии, либо переходит в положение, из которого правильно набрать второй разряд следующим шагом невозможно, а возможно лишь снова перейти в исходное состояние.
Положение 2. Набран второй разряд. В это положение систему переводят из положения 1. Кодовое кольцо 20 перемещается сканером вправо в позиции "2". В данном положении возможен дальнейший набор в позициях 1, 2, 2з, 3, 3з. При наборе в позиции "2" сбрасывается только что набранный второй разряд. При наборе в позиции защиты "3з" произойдёт переход системы в положение 1 (набран первый разряд.) Остальные возможные перемещения рассмотрены ниже.
Положение 2.1. Набрано защитное положение. В это состояние систему переводят из положения 2 при наборе в позицию "2з" или "1". В этом положении непосредственный набор третьего разряда невозможен, т. к. позиция "3" перекрыта кодовым кольцом 19.
После этого становятся возможными набор в позициях "1, 2, 3з". При наборе в позиции "1" произойдёт отмена только что сделанного перемещения, т. е. переход в положение 2. Набор в позиции "2" переведёт кольца в положение 1 (набран первый разряд). Набор в позиции "3з" переведёт систему в положение 0 (исходное состояние).
Таким образом, защита второго разряда осуществляется как до, так и после набора разряда и в нескольких позициях, и, как правило, приводит систему в исходное состояние, либо в более раннее состояние с отменой правильного набора второго разряда.
Положение 3. Набран третий разряд. В это состояние система переходит из положения 2 при перемещении кодового кольца 19 влево в позиции "3". После этого изменить положение кодовых колец можно в позициях "2, 3, 3з, 4, 4з". В позиции "3" происходит лишь отмена только что сделанного перемещения. При наборе в позиции защиты четвёртого разряда "4з" система перейдёт в положение 2 (набран второй разряд). Остальные положения колец описаны ниже.
Положение 3.1. Набрано защитное положение. В это положение систему переводят из положения 3, производя набор в позициях "2" или "3з", приводящему к перемещению кодового кольца 20 влево. Далее набор становится возможен в позициях "2, 3, 4з, 6". Набор в позиции "3" приведёт систему в положение 2 (набран второй разряд). Набор в позиции "4з" – в положение 1 (набран первый разряд). Набор в позиции "6" приведёт вообще в положение, очень далёкое от правильного набора (см. положение 3.2).
Положение 4. Набран четвёртый разряд. В эту позицию систему переводят из положения 3 при наборе в позиции "4", приводящем к перемещению кодового кольца 20 влево. В этой положении дальнейший набор возможен в позициях "3, 4, 4з, 5, 5з".
Набор в позициях "3" и "4з" закрывает возможность набора пятого разряда и переводит систему в положение 4.1 (см. ниже). Набор в позиции "5з" переводит систему в положение 3 (набран третий разряд).
Положение 4.1. Защитное положение. В это положение систему переводят из положения 4 при наборе в позиции "3" или "4з", перемещающим кодовое кольца 19 вправо. Далее набор возможен в позициях "3, 4, 5з".
В позиции "4" система переходит в положение 3 (набран третий разряд), а в позиции "5" – в положение 2 (набран второй разряд).
Положение 5. Набран пятый разряд. В это положение систему переводят из положения 4 при наборе в позиции "5", перемещающим кодовое кольца 19 влево. Дальнейший набор возможен в позициях "3, 4, 5, 5з, 6".
В позиции "5" происходит тривиальная отмена набора пятого разряда. В позиции "6" происходит окончание набора кода и переход замка в режим открывания. Об остальном см. ниже.
Положение 5.1. Защитное положение. В это положение систему переводят из положения 5 при наборе в позициях "4" и "5з", перемещающим кодовое кольца 20 влево. Дальнейший набор возможен в позициях "2, 3, 4, 5". Во всех этих позициях, кроме позиции "4", происходит уход от правильного направления набора.
Положение 5.2. Защитное положение. В это положение систему переводят из положения 5 при наборе в позиции "3", перемещающем кодовое кольцо 19 влево. Дальнейший набор возможен в позициях "1" и "5з". Оба они уводят от правильного направления набора.
Таким образом, рассмотрены почти все возможные состояния системы, и можно сделать вывод, что её поведение вполне предсказуемо, и таково, что при любом состоянии набора всегда существует не более одной позиции, набор в которой ведёт систему к положению открывания. И всегда существует несколько позиций, набор в которых ведёт систему в положения, препятствующие дальнейшему непосредственному правильному набору, или к сбросу последних правильно набранных разрядов. Следовательно, использование алгоритмов перебора вариантов с применением какой-либо выборки в каждом разряде будет менее эффективна, чем обычный перебор вариантов.
Герметизация замка. Устройство запорного механизма таково, что позволяет обеспечить герметизацию внутреннего механизма замка. Внутренний замкнутый объем, в котором находится механизм, при сборке можно заполнить жидкой смазкой, скажем, на половину свободного объема. При движении запорного кольца 8 (см. фиг. 5) этот объём остаётся неизменным, поскольку одной своей частью запорное кольцо 8 из него выходит, а другой входит. В сумме объём не меняется и перепадов давления не возникнет.
Формула изобретения.
Механический кодовый замок, преимущественно с отделяемым засовным стержнем, одновременно являющимся органом управления, с управлением в одной степени свободы при вращении, имеющий возможность осуществления сброса кода при повороте и последующего набора кода, отличающийся тем, что орган управления имеет возможность набора кода с любой точки позиционирования.
Использованные информационные источники:
1. (56) Ближайший аналог, противопоставленный экспертами:
Патент США US 3999408 А
МПК Е 05 В 37/10; Е 05 В 73/00
Дата публикации 28.12.1976
2 Авторское свидетельство СССР №1313988
МПК Е 05 В 37/22
Дата публикации 30.05.87. Бюл. №20
Кодовый замок.
3 Авторское свидетельство СССР №1423719
МПК Е 05 В 37/06
Дата публикации 15.09.88. Бюл. №34
Навесной кодовый замок.
4 Авторское свидетельство СССР №1252467
МПК Е 05 В 37/04
Дата публикации 23.08.86. Бюл. №31
Кодовый замок.
5 Авторское свидетельство СССР №937695
МПК Е 05 В 37/00
Заявка №2974780/28-12
Дата подачи заявки 20.05.80.
Замок с кодовой системой.
6 Заявка на изобретение №3298211/28-12
Дата подачи заявки 03.06.81.
МПК Е 05 В 37/20
Секретный замок.
Фиг. 2 Замок с литым корпусом, закрывающим стержень.
Фиг. 3 Использования замка в накладном варианте.
Фиг. 9 Развёртка колец.
№ разряда |
Кодовое кольцо |
Кодировка разряда
|
Кодировка защиты разряда |
||||||||||||||
1 |
19 |
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
* |
* |
|
|
20 |
|
|
* |
* |
* |
|
|
|
|
|
|
|
* |
* |
|
|
|
2 |
19 |
|
|
|
|
* |
* |
* |
|
|
|
|
* |
* |
|
|
|
20 |
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
* |
* |
* |
|
|
|
|
3 |
19 |
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
* |
* |
* |
* |
|
20 |
|
* |
* |
* |
|
|
|
|
|
|
|
* |
* |
* |
|
|
|
4 |
19 |
|
|
|
|
|
* |
* |
* |
|
|
|
* |
* |
* |
|
|
20 |
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
* |
* |
* |
* |
* |
|
|
|
5 |
19 |
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
* |
* |
* |
* |
* |
20 |
* |
* |
* |
|
|
|
|
|
|
|
* |
* |
* |
* |
|
|
|
6 |
19 |
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кольца в исходном состоянии. Звёздочками отмечены места вырезов на кодовых кольцах в соответствующих подсекторах. Затемнённые клеточки – недоступные в данный момент подсектора. Жирной линией обведена позиция, относительно которой производится кодировка.
Фиг. 10 Таблица кодировки разрядов.
Фиг.11 Положение кодовых колец при наборе кода.